В правовом регулировании подсудности гражданских дел, затрагивающих семейные права и интересы детей, отсутствует единый подход. Это создает неблагоприятные условия для участия самого ребенка в судопроизводстве, осложняет сбор участниками доказательств по делу и увеличивает сроки его рассмотрения. Путем сравнительного анализа правовых норм о подсудности данных дел и применения их в профессиональной деятельности автор статьи приходит к выводу о необходимости изменения правил определения подсудности гражданских дел, затрагивающих семейные права и интересы детей, а именно: определять ее следует по месту жительства ребенка.
Рассматриваемые судами Российской Федерации гражданские дела, затрагивающие семейные права и интересы детей, представляют собой споры родителей или иных родственников по поводу ребенка либо дела бесспорного характера.
К распространенным в практике судов спорам, затрагивающим семейные права и интересы детей, относятся такие споры, как установление и оспаривание отцовства (материнства) в отношении ребенка; определение (изменение) места жительства ребенка и порядка его общения с родителем, проживающим отдельно; лишение и ограничение родительских прав родителя в отношении ребенка; взыскание алиментов на ребенка, изменение их размера; взыскание дополнительных расходов на ребенка, неустойки за несвоевременную уплату алиментов на ребенка. Менее распространенными являются споры об определении порядка общения ребенка с родственниками, о передаче ребенка другому родителю, отмене ограничения на выезд ребенка из Российской Федерации, о разрешении выезда ребенка за пределы Российской Федерации в иностранное государство, об изменении (расторжении) соглашения об уплате алиментов на детей, признании такого соглашения недействительным.
К бесспорным делам, затрагивающим семейные права и интересы детей, относятся дела об усыновлении (удочерении) ребенка, об установлении происхождения ребенка и вынесении судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в долевом отношении к доходу родителя, не связанное с установлением и (или) оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.
Подсудность — определение, какой судебный орган должен рассматривать конкретное дело, отнесенное к компетенции судов. Ввиду прямого указания в законе данные дела рассматривают суды общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <1>).
Подсудность бывает родовая и территориальная.
Родовая подсудность — определение, суд какого уровня: мировой судья, районный суд, военный суд, специализированный суд, суд субъекта Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, должен рассматривать гражданское дело в качестве суда первой инстанции. Родовая подсудность определена в ст. ст. 23 — 27 ГПК РФ.
Большинство споров, связанных с детьми, относятся к подсудности районного суда. Исключение составляют дела о взыскании алиментов на детей в долевом отношении к доходу родителя, которые рассматриваются в порядке приказного производства мировым судьей, а также дела об усыновлении (удочерении) ребенка, являющегося гражданином России, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые рассматриваются в порядке особого производства судами субъектов Российской Федерации <2>.
Территориальная подсудность — определение, какой конкретно суд общей юрисдикции должен рассматривать то или иное гражданское дело. Виды территориальной подсудности:
- общая (ст. 28, ч. 2 ст. 402 ГПК РФ) — иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика или адресу регистрации организации-ответчика;
- альтернативная (ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 402 и др. статьи ГПК РФ). Например, иск о взыскании алиментов может быть предъявлен в суд по месту жительства ответчика или истца;
- исключительная (ст. ст. 26, 27, 30, ч. 2 ст. 31, ст. 403 и др. статьи ГПК РФ). Например, заявление об усыновлении или удочерении ребенка подается в суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка;
- договорная (ст. 32, ч. 1 ст. 404 ГПК РФ) — стороны своим соглашением могут изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Однако подсудность судов субъектов Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и исключительная подсудность не могут быть изменены.
В отношении большинства споров, связанных с детьми, действует общее правило определения подсудности: спор рассматривается районным судом по месту жительства ответчика или адресу регистрации организации-ответчика (ст. 28 ГПК РФ).
Исключение составляют такие категории споров, как взыскание алиментов и дополнительных расходов на детей, неустойки за несвоевременную уплату алиментов на ребенка, изменение размера алиментов по требованию лица, являющегося их получателем, установление отцовства (материнства) в отношении ребенка. Они могут рассматриваться судом как по месту жительства истца, так и ответчика. Выбор между несколькими судами принадлежит истцу (ч. 3 и 10 ст. 29 ГПК РФ).
Правило об альтернативной подсудности дел о взыскании алиментов и об установлении отцовства (материнства) распространяется как на случаи, когда данные требования заявлены одновременно, так и на случаи, когда указанные требования заявлены отдельно друг от друга в качестве самостоятельных исков. Например, иск или заявление о вынесении судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка могут быть предъявлены его родителем в суд по своему месту жительства или месту жительства ответчика — другого родителя.
Если между плательщиком алиментов и их получателем уже имеется письменное соглашение об уплате алиментов на ребенка, оформленное нотариально в соответствии с правилами гл. 16 Семейного кодекса Российской Федерации <3>, требование о взыскании алиментов на ребенка может быть рассмотрено только районным судом. При этом с указанным требованием одновременно должно быть заявлено требование о расторжении соглашения об уплате алиментов либо о признании такого соглашения недействительным (п. 4 ст. 101 СК РФ, п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации) <4>.
В п. 4 Обзора судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 мая 2015 г. <5>, указано, что положения ч. 3 ст. 29 ГПК РФ об альтернативной подсудности применяются судами и в случае заявления истцами — получателями алиментов на ребенка требований об изменении их размера, о взыскании неустойки за несвоевременную уплату алиментов на ребенка.
При этом иски лиц, с которых взыскиваются алименты на детей (например, об изменении размера алиментов, об освобождении от уплаты алиментов либо об освобождении от уплаты задолженности по алиментам), подсудны суду по месту жительства ответчика — получателя алиментов в соответствии со ст. 28 ГПК РФ.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации <6>, правило об альтернативной подсудности дел о взыскании алиментов и об установлении отцовства (материнства) направлено на создание более благоприятных условий судопроизводства для лица, обратившегося в суд за защитой прав и интересов ребенка, а также для самого ребенка, обеспечивая им право на участие в судебном заседании, а ребенку — также и право быть заслушанным в ходе судебного разбирательства (п. 2 ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. <7>, ст. 57 СК РФ).
Однако в личной практике автора были споры об установлении отцовства по иску мужчины, считающего себя отцом ребенка, к матери ребенка. При этом отец ребенка проживал в городе Москве, а мать ребенка и сам ребенок — в другом регионе, находящемся на значительном расстоянии от места рассмотрения спора. Поскольку в большинстве случаев по данной категории споров судом назначается молекулярно-генетическая экспертиза, то возникают организационные трудности с забором биологического материала у предполагаемого отца и ребенка, необходимого для проведения экспертного исследования.
Кроме того, реализация права ребенка быть заслушанным в ходе судебного разбирательства обеспечивается посредством организации видео-конференц-связи (что не всегда возможно из-за значительной разницы в часовых поясах региона рассмотрения спора и региона места жительства ребенка) либо направления судебного поручения в суд по месту жительства самого ребенка (что, в свою очередь, увеличивает сроки рассмотрения спора сторон).
Дела об ограничении или о лишении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав или о восстановлении в родительских правах, а также о признании недействительным акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью подлежат разрешению районным судом по месту жительства (нахождения) ответчика (ст. ст. 24 и 28 ГПК РФ).
Если одновременно с иском об ограничении или о лишении родительских прав заявлено требование о взыскании алиментов на ребенка, то такой спор может быть рассмотрен судом по месту жительства (нахождения) истца исходя из положений ч. 3 ст. 29 ГПК РФ <8>.
При разрешении споров данных категорий суд должен соблюсти права ребенка, закрепленные в ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 57 СК РФ, а именно: ребенок вправе свободно выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
В связи с этим ребенок, достигший возраста 10 лет либо в возрасте младше 10 лет (если по уровню своего развития он способен сформулировать взгляды по вопросам, являющимся предметом судебного спора), может быть опрошен судом непосредственно в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу. При разрешении спора о восстановлении в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, суд может удовлетворить иск родителя только при наличии прямого и однозначного согласия ребенка на восстановление родителя в родительских правах <9>.
Необходимо учитывать, что споры о лишении и ограничении родительских прав нередко рассматриваются в закрытом судебном заседании, поскольку сопряжены с оглашением медицинской тайны ребенка и (или) родителя, обстоятельств совершения противоправных действий в отношении ребенка и других фактов, затрагивающих его права и интересы. В силу ч. 6 ст. 10 ГПК РФ дело в закрытом судебном заседании рассматривается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Использование средств аудиозаписи и систем видео-конференц-связи, а также системы веб-конференции в закрытом судебном заседании не допускается.
Некоторые граждане, подающие иски о лишении или ограничении родителя в правах, дабы изменить подсудность и рассматривать дело в суде по месту своего жительства, заявляют одновременно с основным требованием дополнительные требования о взыскании алиментов на ребенка, изменении их размера, взыскании неустойки за несвоевременную уплату алиментов на ребенка. Если в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или при рассмотрении дела по существу суд устанавливает факт наличия вступившего в законную силу судебного акта о взыскании алиментов на ребенка (судебного приказа или решения суда) или соглашения об уплате алиментов на ребенка, то ему следует поставить на обсуждение вопрос о прекращении производства по делу в части взыскания алиментов и передаче дела по подсудности в суд по месту жительства ответчика <10>.
При рассмотрении дел, связанных с детьми, основные доказательства — это сведения о фактах, имевших место в жизни самого ребенка, а не сторон дела. Как правило, такие сведения получают из объяснений ребенка, его родителей или лиц, их замещающих, письменных доказательств (справок и характеристик образовательных организаций, в которых обучается или воспитывается ребенок, о степени участия родителей в процессе его воспитания, обучения и развития; справок медицинских организаций, в которых обслуживается ребенок, о степени участия родителей в процессе ухода и заботы о нем; актов обследования условий жизни ребенка и родителей, проводимых органами опеки и попечительства, письменных документов органов по защите прав детей; фотографий; письменных обращений ребенка и родителя друг к другу: сообщений посредством телекоммуникационной связи, открыток, писем; сообщений посредством телекоммуникационной связи самих родителей и др.); видеозаписей общения ребенка с родителями, между родителями и (или) родственниками в присутствии ребенка, заключений экспертов по результатам проведения молекулярно-генетической, психолого-психиатрической и других экспертиз. Обычно источники доказательств по указанным делам располагаются в непосредственной близости от места жительства ребенка, так как деятельность государственных и муниципальных органов власти, образовательных и медицинских организаций основана на территориальном принципе.
В личной практике автора имели место споры об ограничении и лишении родительских прав, определении места жительства ребенка и порядка общения с ним родителя, когда дело передавалось на рассмотрение в другой суд, к территориальной подсудности которого относилось фактическое место жительство ребенка.
Как правило, по таким делам иск подавался по месту жительства ответчика или истца — их регистрации согласно сведениям регистрационного учета. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству выяснялось, что родители и ребенок фактически проживают в другом регионе. В этом случае судья разъяснял сторонам положения п. 2 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ о возможности передачи дела на рассмотрение другого суда по месту нахождения большинства доказательств — месту жительства ребенка, если стороны подадут совместное ходатайство о рассмотрении дела в другом суде. Нередко стороны приходили к выводу о разумности такого действия, так как сбор большинства доказательств по спору осуществлялся в регионе по месту жительства ребенка <11>.
Дела, связанные с установлением происхождения ребенка, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 28 ГПК РФ, рассматриваются районным судом по месту жительства заявителя (ст. 266 ГПК РФ).
Дела об усыновлении (удочерении) ребенка подсудны районному суду или суду субъекта Российской Федерации в зависимости от субъектного состава по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ст. 269 ГПК РФ) <12>.
Из приведенного Обзора видно, что правила определения подсудности гражданских дел, затрагивающих семейные права и интересы детей, не имеют единого начала. В ряде случаев их применение создает неблагоприятные условия судопроизводства для участия самого ребенка в судебном разбирательстве.
В силу ст. 38 Конституции РФ и корреспондирующей ей ст. 1 СК РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Именно поэтому семейное законодательство исходит из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав, а регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципом обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Исходя из принципов приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи и возможности судебной защиты их прав, а также единообразия правового регулирования, представляется необходимым изменить правила определения подсудности гражданских дел, затрагивающих семейные права и интересы детей, а именно: определять ее по месту жительства ребенка.
автор: Андреянова Мария Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, судья в отставке.
источник «Законы России: опыт, анализ, практика», 2024, N 6
Ссылки по тексту:
- <1> Далее — ГПК РФ.
- <2> См.: пункт 1 ч. 1 ст. 23 и ч. 2 ст. 269 ГПК РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов», п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // https://vsrf.ru.
- <3> Далее — СК РФ.
<4> См.: пункты 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» // https://vsrf.ru. - <5> https://vsrf.ru
- <6> Пункты 4 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» // https://vsrf.ru.
<7> СПС «КонсультантПлюс». - <8> Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» // https://vsrf.ru.
- <9> См.: Там же, ст. 57, п. 4 ст. 72 СК РФ.
- <10> Дела N 2-3825/2021, N 2-5784/2021, N 2-3343/2022, N 2-8053/2022 Кузьминского районного суда г. Москвы // https://mos-gorsud.ru/rs/kuzminskij/.
- <11> Дела N 2-2191/2022, N 2-2207/2022, N 2-3238/2022, N 2-745/2022, N 2-7732/2022, N 2-7734/2022, N 2-8055/2022, N 2-9935/2022, N 2-1488/2023, N 2-3320/2023, N 2-6527/2023 Кузьминского районного суда г. Москвы // https://mos-gorsud.ru/rs/kuzminskij/.
- <12> Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // https://vsrf.ru.
Ключевые слова: подсудность, семейные права детей, судебный спор, спор о детях, ребенок, родители, судопроизводство, мировой судья, районный суд.
Jurisdiction of Civil Cases about Children’s Family Rights
M.S. Andreyanova
Andreyanova Maria Sergeevna, PhD in Jurisprudence, Assistant Professor, Retired judge.
There is no uniformity in the legal regulation of the jurisdiction of civil cases involving children’s family rights and interests. This creates unfavourable conditions for the child’s own participation in the proceedings, complicates the collection of evidence by the participants in the case and increases the time of its consideration. Through a comparative analysis of the legal norms on the jurisdiction of these cases and their application in the professional activity, the author concludes that the rules for determining the jurisdiction of civil cases involving children’s family rights and interests should be changed: the jurisdiction of these cases should be determined at the child’s place of residence.
Key words: jurisdiction, children’s family rights, lawsuit, dispute about children, child, parents, proceedings, magistrates court, district court.